Токарный станок 9


Тондо. Я обещал рассказать о тондо. Так вот, тондо — это картина в круглой раме (рис. 11). Хочу сознаться, что мое любимое дело — точить круглые рамы для тондо. Можно точить либо сразу готовые рамы, либо круглые заготовки-массивы, к которым затем или приклеивают какие-нибудь барельефы с животным или растительным «содержанием», или эти барельефы вырезают непосредственно на лицевой стороне массива. Очень удобно, что из одного отрезка широкой доски можно изготовить несколько рамок, вытачивая их по принципу матрешек. Технология получения таких рам проста. Первым делом обрабатываем лицевую часть рамы, шлифуем ее. После чего приступаем к формированию (выборке) в раме четверти для картины с тыльной стороны рамы. Когда дело доходит до отделения готовой рамы от оставшейся на планшайбе заготовки, уменьшаю частоту вращения планшайбы, нажимая ногой на педаль-прерыватель, а сам продолжаю осторожно углубляться в заготовку до образования сквозного реза, следя за тем, чтобы вовремя ухватить рукой отделившуюся раму. На рис. 12 приведена примерная картина разреза почти готовой рамы. Далее таким же образом из той же заготовки вытачивается следующая рама, но, понятно, меньшего размера. Еще раз отмечу, что при снятии готовой рамы с заготовки особую роль в этом играет педаль-прерыватель, с помощью которой короткими включениями снижают скорость вращения планшайбы до необходимых оборотов.

Так вытачивают круглую раму на гибриде

Рис.12 Так вытачивают круглую раму на гибриде:1 – рама№1;2 – рама№2;3 – планшайба;4 – съемный кожух.